суббота, 4 октября 2014 г.

Дифференциал и блокировка

Дифференциал и блокировка

Этот механизм позволяет левому и правому колесу вращаться с разной скоростью. Представьте картинг, у которого оба колеса жёстко закреплены на одной оси. К примеру, при повороте направо, левое колесо совершает длинный дугообразный путь, а правое - короткий. При этом правое колесо крутится с пробуксовкой, так как у него такая же скорость вращения, как у левого. А левое колесо идёт "юзом", притормаживает, пытаясь подстроится под обороты правого колеса.
 На асфальте при этом остаются следы от покрышек - резина быстро изнашивается. Так же идёт большая нагрузка на скручивание оси. Если к примеру на обычом автомобиле убрать
дифференциал, или полностью его заблокировать, рано или поздно сломаются полуоси.
 Что бы колёса вращались с разной скоростью, в зависимости от траектории движения, и был придуман дифференциал, который устанавливается на все автомобили. На заднеприводных он располагается в заднем мосту, на переднеприводных в коробке переключения передач.
 Но у обычного дифференциала есть один существенный недостаток - на скользком покрытии, если одно колесо начало пробуксовывать, на него передаётся весь крутящий момент, а на второе колесо ничего не передаётся. Из за этого ухудшается проходимость автомобиля по бездорожью. В автоспорте, где применяются двигатели большой мощности, тот же эффект происходит и на сухом покрытии. Когда одно колесо срывается в "букс", второе может стоять на месте.  Что бы устранить недостатки обычного дифференциала на внедорожных и гоночных автомобилях применяют его частичную или полную блокировку.Существует несколько видов дифференциалов повышенного трения:

 Дифференциал с полной блокировкой.

 Многодисковый дифференциал.

Симметричные дифференциалы, имеющие в своей конструкции подпружиненные пакеты фрикционных дисков. Имеют статический преднатяг (момент срабатывания) от 2 до 12 кг/м. Используются в автоспорте, быстро изнашиваются, требуют вмешательства для восстановления рабочих характеристик после каждой гонки.

                                        

                                                  Вискомуфта.

Полностью герметичный агрегат, с фрикционными дисками, один из которых имеет жёсткую кинематическую связь с корпусом, другие с валом. Диски имеют отверстия и каналы для увеличения жидкостного трения. Всё это внутри заполнено силиконовой жидкостью, которая обладает высокой вязкостью и заполняет корпус на 80-90%. Узел неремонтируемый, т. к. количество и вязкость жидкости определяют характеристики вискомуфты. При утечке жидкости, муфта подлежит замене.

                                         Торсен.

От англ.«TORQUE»- крутящий момент и «SENSING»- чувствительный, то есть чувствительный к крутящему моменту. Сателлиты расположены в корпусе перпендикулярно его оси, объединены между собой попарно с помощью прямозубого зацепления, а с полуосевыми шестернями связаны червячным зацеплением. В повороте полуосевая шестерня, связанная с отстающим колесом, поворачивает входящий с ней в зацепление сателлит, он, в свою очередь, вращает второй сателлит и шестерню полуоси. Такой жесткой кинематической связью колёсам автомобиля обеспечивается возможность вращаться с разной скоростью. Силы трения, возникающие в червячном зацеплении от разности моментов на колёсах, осуществляют блокировку дифференциала. Недостаток конструкции – сложность изготовления, сборки агрегата в целом и ремонта. 


Квайф.

Конструкция зарегистрирована под торговой маркой «QUIFE». Сателлиты расположены в два ряда параллельно оси вращения корпуса. Причём они крепятся не на осях, а находятся в закрытых с обеих сторон отверстиях корпуса. Правый ряд сателлитов (их может быть от 3 до 5) входит в зацепление с правой шестерней полуоси, левый — с левой. Кроме того, сателлиты из разных рядов зацепляются между собой через один. Все зубчатые колёса имеют винтовые зубья, один и тот же модуль и угол профиля. Количество сателлитов и число зубьев шестерни полуоси должно быть связано условием собираемости агрегата в целом. Когда одно из колёс начинает отставать, связанная с ним полуосевая шестерня начинает вращаться медленнее корпуса дифференциала и поворачивать входящий с ней в зацепление сателлит. Он передаёт движение связанному с ним сателлиту, а тот в свою очередь, на полуосевую шестерню. Так обеспечиваются разные обороты колёс в повороте. Благодаря разности крутящих моментов на колёсах в винтовом зацеплении возникают осевые и радиальные силы, прижимающие полуосевые шестерни и сателлиты торцами к корпусу или крышкам и разделителю. За счёт этого возникают силы трения, осуществляющие блокировку, что увеличивает силу тяги автомобиля, повышая его проходимость. Величина Кб зависит от угла наклона зубьев шестерен. Изменяя на стадии проектирования угол наклона зубьев («угол спирали»), изменяют Кб в зависимости от характеристик автомобиля и условий его эксплуатации и применения. Дифференциалы такого типа получили наибольшее распространение в тюнинге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий